ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ


Различные виды нарушений речи. Это надо знать.

 

v  Если у вашего ребёнка нарушение речи, и вы уже обследовали его у специалистов, то вашему малышу поставлен диагноз, какой это может быть диагноз и что вам надо о нём знать?

v  Фонэтико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение произносительной стороны языка, связанное с дефектами восприятия и произношения звуков.

v  У детей с таким диагнозом ,могут возникать затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков (например, ребёнок не умеет произносить звук [ш] и вместо него используют [с]. И говорит кроха не крыша, а крыса, поэтому слова крыша и крыса для него звучат одинаково. У другой группы детей с этим диагнозом может быть нарушено различение большого количества звуков из разных групп. Например, очень часто допускаются ошибки при различении звуков [с] - [ш], [з] - [ж], [р] - [л] (Ребёнок говорит жайка, вместо зайка, сапка вместо шапка, порка вместо полка).

v  Иногда дети с ФФНР неправильно произносят до 15 - 20 звуков.

v  Задержка развития речи (ЗРР) - это более медленное усвоение родного языка по сравнению с нормой. При ЗРР у ребёнка наблюдается отставание не только в развитии звукопроизношения, но и в усвоении грамматических категорий и связной речи.

v  Общее недоразвитие речи (ОНР) - это системное нарушение речи, при котором у ребёнка нарушено формирование всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматических категорий, связной речи. Нарушение речи при ОНР неоднородно: от полного отсутствия речи до развёрнутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов. Специалисты выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР.

v  При первом уровне речевого развития речевые средства ребёнка очень ограничены, в речи в основном звукокомплексы (иса - киса, пи - пить). Пассивный словарь ребёнка шире, чем активный, но тоже ограничен. Ребёнок не говорит, но понимает. Звукопроизношение у детей с первым уровнем речевого развития при ОНР крайне несовершенно (характерно, как нарушение произношения звуков, так и полное отсутствие некоторых звуков).

v  При втором уровне речевого развития речевая активность ребёнка возрастает. В речи используются существительные, глаголы, прилагательные, но словарный запас по-прежнему значительно ниже нормы. В речи ребёнок использует простые предложения из двух, трёх, четырёх слов. В использовании грамматических конструкций отмечаются грубые ошибки: смешение падежных форм, пропуск предлогов и другие. В речи множественные искажения, замены, пропуски звуков.

v  При третьем уровне речевого развития ребёнок уже пользуется развёрнутой фразой с некоторыми элементами недоразвития языковых компонентов. В речи детей есть практически все части речи, а также распространенные предложения. Но наблюдается неточное употребление многих слов, звукопроизношение может быть нарушено и проявляться в смешении, замене и искажении звуков. Трудные слова такие, например, как велосипедист, электричество ребёнок воспроизводит с искажениями.

v  Четвёртый уровень речевого развития характеризуется тем, что у детей нет грубых нарушений звукопроизношения, как говорят невропатологи у ребёнка «каша во рту», то есть недостаточно внятная дикция. У детей данной категории отмечаются отдельные ошибки в грамматическом оформлении речи. Например: «В лесу много медведев». Речевые ошибки детей четвертого уровня речевого развития при ОНР редки, незначительны и непостоянны.

v  Дизартрия - проявляется в нарушении произносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы ребёнка во внутриутробном или раннем периоде развития. Дети дизартрики начинают говорить позже своих сверстников. Пассивный словарь у таких детей шире активного. Дети – дизартрики  действительно всё понимают, но многое не могут сказать из-за трудностей произношения.

v  В логопедических группах детских садов в основном дети со стёртой дизартрией. У этих детей возможны следующие нарушения, повышенная возбудимость или наоборот вялость; повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое внимание, ослабленная память, может быть общая физическая слабость, нарушение координации движений, повышенная саливация (слюноотделение), которое особенно проявляется при речевой нагрузке. Для детей с дизартрией необходимы не только коррекционные занятия с логопедом, но и лечение у невролога.

v  Каждый родитель должен помнить, что какой бы диагноз ни поставили вашему ребёнку, если вы будете выполнять все назначения специалистов, вы обязательно поможете вашему малышу преодолеть все трудности.



                                                                                                                                                                                                    
счетчик посетителей сайта

                                                                                                                                                                     
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                        
Работает на: Amiro CMS