НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА


                        

 

              НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развития и с различными речевыми нарушениями.                                 

                                              Почему?

Задержка речевого развития и различные нарушения речи могут быть вследствие недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной системы во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения. Факторами, приводящими к дальнейшим проблемам в развитии, являются: угроза выкидыша во время беременности; длительный токсикоз; перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания; прием лекарств, противопоказанных во время беременности; наличие у беременной хронических заболеваний; наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики); гипоксия плода; стремительные или наоборот затяжные роды; недоношенность плода или наоборот; несовместимость крови матери и плода; асфиксия; травма во время родов; внутричерепное давление; внутричерепные кровоизлияния; ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет; черепно-мозговые травмы и др.

Вы можете сказать: «Да у меня половина из перечисленного списка имело место быть, и ничего, ребенок нормальный!» В таком случае вам либо очень повезло, либо вы не видите проблем, либо не хотите их видеть, либо увидите их позже.

В возникновении речевых нарушений большую роль играет и социальный фактор: правильное речевое окружение ребенка и наличие благоприятной психологической обстановки.

В развитии речевой функции ребенка выделяют 3 критических периода. В эти периоды родителям необходимо быть особенно внимательными к своим детям.

 Первый период – (1-2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14-18 мес. Любые, даже как будто незначительные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

 Второй период – (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д.

Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

 Третий период – (6-7 лет), начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении завышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности.

 Что делать?

Если вы заметили, что ребенок (2-3 лет) отстает в речевом развитии от своих сверстников, не спешите бежать к логопеду. Логопед не будет заниматься с малышом, которому нет 4-х лет. Логопед исправляет нарушения звукопроизношения, ставит звуки.

Существуют законы физиологии, по которым определенный звук в определенном возрасте должен появиться у ребенка, возраст, в котором ребенок должен научиться произносить тот или иной звук правильно. Исправлять и ставить звуки, логопед будет только тогда, когда по законам физиологии они уже должны были встать самостоятельно, но этого не произошло. До этого момента можно говорить о задержке речевого развития, о недоразвитии речи, но не о нарушении звукопроизношения.

 Если ваш ребенок, и в частности, его речевое развитие отличается от речевого развития сверстников не в лучшую сторону, прежде всего, нужно обратиться к хорошему невропатологу. Подробно расскажите, что вас настораживает, что беспокоит, что пугает в развитии ребенка. Хороший доктор внимательно выслушает вас, внимательно обследует ребенка и назначит адекватное лечение. После прохождения курса лечения следует повторно показаться врачу. Бояться лечения не нужно! Большинство речевых нарушений проявляются в структуре различных психических и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т.е. воздействия на весь синдром в целом. Иными словами, речевые проблемы это следствие, а причины кроются либо в экзогенных (внешних) факторах, либо в эндогенных (внутренних) факторах.

Позиция родителя, говорящего: «У нас все хорошо, только мы плохо говорим, но ничего, научится!», вызывает, по меньшей мере, недоумение. Конечно, он научиться говорить, но вопрос в том, когда и как?

Если ребенку исполнилось 4 года, а его речь явно развита не на этот возраст, половину звуков он не произносит, слова не выговаривает, то опять, в первую очередь, идите к невропатологу, а уже потом к логопеду. Если вы сначала обратитесь к логопеду, то хороший логопед, обследовав ребенка и предложив вам заниматься, все равно отправит к  невропатологу.

Если задержка речевого развития и речевые нарушения возникли вследствие легкого органического поражения центральной нервной системы, то вовремя проведенное правильное лечение и систематические занятия с логопедом непременно дадут положительные результаты. К тому моменту, когда ваш малыш должен будет пойти в школу, вы справитесь со всеми проблемами.

Следует помнить только одно: время бежит очень быстро, не стоит откладывать проблему на последний год перед школой.


                                                     


                     
счетчик посетителей сайта
        
                                                                   Счетчик установлен 09.06.2016                                                                                                       
                                                                                                       2009 - 2018                                                                  
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                          ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬГОСТЕВАЯ КНИГА                                                                
Работает на: Amiro CMS