КЛУБ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ


                                                                 

  

Предлагаю обратить пристальное внимание на развитие речи ребёнка уже на первом году его жизни. Вы узнаете  о сложностях и проблемах, с которыми можете столкнуться  при  взаимодействии с малышом, и способах преодоления трудностей.

От первых звуков до простых слов.

Наступил долгожданный момент, малыш появился на свет. Казалось бы, позади большинство страхов и волнений, но на смену одним волнениям приходят сразу же приходят другие: здоров ли ребёнок, всё ли у него в порядке, почему он кричит слишком громко или, наоборот, тихо- такие вопросы начинает задавать себе каждая мама.

            Крик новорождённого – это врождённая реакция на действия раздражителей. Уже по первому крику можно судить о состоянии здоровья ребёнка.

            Сдавленный, слабый крик, возникающий не сразу, а через некоторое время после рождения, характерен для новорождённого с тяжёлыми нарушениями нервной системы. Конечно же, вы должны знать, что с ребёнком не всё в порядке, но и понимать, что именно от вас теперь во многом, если не во всём будет зависеть развитие вашего малыша.

                                                                  

     
                     

  О ЧЕМ ГОВОРИТ ПЛАЧ МАЛЫША.   

В первые дни жизни младенца его основной звуковой реакцией является плач.

Прислушайтесь к плачу своего ребёнка и постарайтесь, что же его вызвало. Причиной плача может служить сбившаяся пелёнка, слишком тугое пеленание, тёплая, не по температуре в комнате или на улице распашонка, или голод. Маме следует знать, что здоровый грудной младенец, правильно одетый, имеющий надлежащий уход и правильное вскармливание, никогда не кричит долго и беспричинно. В первый месяц жизни младенцы плачут от 2 до 4 часов в сутки.

У здоровых детей выделяют несколько типов плача: простой плач, гортанный, скрипучий и мелодичный. По звучанию плач новорождённых напоминает гласные звуки «а», «е», но звучат они очень не четко, переходя один в другой, и образуя различные звукосочетания.

С 5-7- недельного возраста младенца в его плаче появляются различные оттенки, отражающие разное состояние. В звуковых последовательностях малыша можно выделить несколько различных интонаций плача. С помощью плача малыш пытается привлечь к себе внимание взрослого. Считается, что ко 2-му месяцу у младенца формируется особая потребность в общении. В 7 недель ребёнок старается «произносить» разные звуки в зависимости от ситуации, что говорит о способности детей уже в этом возрасте контролировать работу своих артикуляционных органов.

Но если плач ребёнка не прекращается даже после того, как вы взяли малыша на руки, покормили и покачали. Обратите особое внимание. Если происходит следующее:

·        Если плач наступает периодически, приступами в период кормления ребёнка или сразу после него, в первую очередь нужно подумать о кишечных коликах или вздутии животика, то нужно обратиться к врачу.

·        Появление крика при мочеиспускании может служить признаком воспаления мочевого пузыря или накопления солей в моче. В этом случае необходимо обратиться к врачу.

·        Если малыш плачет во время дефекации, проверьте, нет ли раздражения или трещин в области заднего прохода. Обязательно сообщите об этом вашему участковому врачу.

·        Монотонный крик, прерываемый иногда отдельными, более резкими вскрикиваниями, наблюдается при явлениях нарастающего внутричерепного давления при воспалительных процессах мозга и среднего уха. Симптоматику повышенного внутричерепного давления вы можете проверить сами:  при надевании шапочки ребёнок начинает плакать, сообщите об этом врачу.

Будьте очень внимательны к голосовым реакциям вашего ребёнка, они являются для вас хорошей подсказкой, информируя о состоянии ребёнка.

От первых звуков до простых слов    

                            

Когда младенцу исполнится 1,5-2 месяца, вы сможете заметить, что он стал меньше плакать, начал улыбаться и у него появилось больше разнообразных звуков. Это значит, что он перешел на новый этап в своём развития-стадия плачей сменяется стадией гуления.  Время появления стадии гуления у каждого малыша индивидуально. Эту стадию ещё называют воркованием. Считают, что гуление- это звуковое выражение ребёнком положительного эмоционального состояния. Малыш произносит гласно-подобные звуки, комбинирует их, мелодично растягивает. Слушая ребёнка, создаётся впечатление, что он использует разные интонации. Уже в этом возрасте некоторые младенцы начинают произносить звуки похожие на согласные «м», «л», а также щёлкающие, булькающие и др.

         Стадия гуления продолжается до 5-6 месяцев.

Когда появляется лепет?

С шестимесячного возраста стадия гуления сменяется стадией лепета. Конечно, это деление на периоды весьма условно, процесс звукового развития очень индивидуален. Процесс усложнения звукового репертуара идёт постепенно. В 5-6 месяцев появляются слоги с более длительным произнесением гласного или согласного звука. Этот лепет называется простым.

         Через 1,5-2 месяца ребёнок начинает повторять одинаковые слоги, создавая длинные цепочки из одинаковых слогов, типа [ба-ба-ба-ба]. Постепенно число произносимых звуков расширяется, малыш начинает повторять за взрослыми их интонации.

         В лепете можно услышать много согласных звуков «п, пь, б, бь, м,мь, к, кь,г, гь». Очень важно чтобы у ребёнка наблюдалась динамика усложнения лепета. Ребёнок может лепетать наедине с собой. Однако для своевремен-

ного формирования полноценной речи ребёнок второго полугодия жизни  нуждается в «разговорах» с родителями. Ребёнок может имитировать звуки

произносимые мамой.

         Заключительную стадию лепета (с 9-месячного возраста) называют словесным или модулированным лепетом. У ребёнка появляются сложные звукосочетания  типа гласный-согласный-гласный «аба, огу, ата, бабаб, татаб», и др.

         К концу года в таких лепетных конструкциях можно услышать «слова»,

например, «ба-ба», «ма-ма». Такие конструкции называют словесным лепетом.

         Следует знать, что позднее начало лепета (после10месяцев) может свидетелствовать о риске развития заболеваний связанных с речью: алалии

(нарушение восприятия речи и речепродукции), дислексии (нарушение формирования навыка чтения), а также аутизма.

          У глухого ребёнка лепет тоже появляется, но с возрастом глухой малыш лепечет всё меньше, усложнение лепета не происходит.

         Звуковой состав лепета у детей с тяжёлыми неврологическими нарушениями беднее, чем у здоровых детей.

Следует обратиться к педиатру, неврологу или ЛОР- врачу, если:

·        Вы не обнаруживаете сочетаний согласный-гласный в возрасте 7 месяцев и старше;

·        С увеличением возраста ребёнка вы не наблюдаете динамики в лепете

( не происходит перехода от отдельных слогов к слоговым цепочкам, затем клепетным словам.

Вам кажется, что ребёнок лепетал,а потом перестал.

·        Ребёнок никогда не повторяет за вами никаких звукосочетаний.

Лепет –это ещё не речь. Даже если кажется, что девятимесячный малыш говорит слова «мама», «папа»,ребёнок ещё не установил однозначной связи между звукосочетанием и его значением. После 9 месяцев эта связь начинает формироваться.

         Разговаривая с малышом, привлекайте его внимание к различным объектам, называйте их. Стимулируйте ребёнка к произнесению лепетных слов («папа», «баба» и др.), и малыш начнёт их повторять снова и снова.

Но повторяя, он будет называть этим словом и папу, и маму, и бабушку.

Поэтому такое слово называют псевдословом, или лепетным словом.

                                                    А ЧЕМ ЖЕ СЛОВЕСНЫЙ ЛЕПЕТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СЛОВ?

                                                                       
                                  Об этом мы поговорим позже…


       

                                              

Этапы развития речи

2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а»«ы» , «у», иногда в сочетании с «г»);

7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма»,«дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);

9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;

11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа»«мама»«баба»«дядя»);

2-3 года: появляются первые предложения;



Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.

Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился» 
Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.



Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!
Представьте себе, что речь ребенка - это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным!

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;

к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;

к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;


ВИДЫ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ

Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.
Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.

В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.

«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту.


И так логопед поставил вашему малышу диагноз.
Что же он обозначает.


Дислалия - это самое распространенное нарушение.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп  звуков.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков(«а», «и»)
Профилактика заикания:

·         речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;

·         нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;

·         не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;

·         избегайте психических и физических травм (особенно головы);

·         не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;

·         не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;

·         не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;

·         не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Особенности:
моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).


Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы.
Особенности:
общий     мутизм          - ребенок не говорит вообще;
избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;

Детский аутизм - состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.
Особенности:

·         дети легко возбудимы и иногда агрессивны;

·         часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой- то определенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;

·         с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери;

·         для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). 

ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. 

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). 

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушенияречевой деятельности:

·         более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);

·         речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;

·         ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;

·         речь детей с ОНР является малопонятной;


Выявляют три уровня ОНР


1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:

·         словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля»«биби»;

·         при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);

·         часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;

·         такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;

·         многие звуки не произносятся;

·         сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет»(самолет);

2-й уровень                                            
Особенности:

·         достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;

·         используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той»(карандаш лежит на столе);

·         нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);

·         в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:

·         неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы»(стулья); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);

·         упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);

·         словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);

·         неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик»(стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);

·         слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);

·         звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р»,«л»;

·         нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);


ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невролога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

Возможные причины:

 

·         негативные факторы в период беременности и родов;

·         «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

·         перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;

·         частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

·         наследственные факторы;

·         снижение слуха;

·         анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

·         сосание пальца;



СОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА ДО РОЖДЕНИЯ И В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ


позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения 

Речь начинает формироваться задолго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён - значит вооружён. В этом случае родители смогут более внимательно относиться к процессу развития ребёнка, будут знать, как вести себя в сложных ситуациях, и при необходимости своевременно обратятся за помощью к специалисту.

Не последнюю роль в процессе формирования речи играет и то, как протекала беременность. Речь - высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша - всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка. В 15 недель он совершает хватательные движения, в 24 - начинает реагировать на звук. После 28 недель беременности мама постоянно ощущает движения малыша. В третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимические движения - он морщится, улыбается, поднимает бровки. Если этого не происходит - можно диагностировать задержку психического развития и вероятные речевые проблемы в будущем.

Доказано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.


предречевой период - показатель того, как будет развиваться речь 

Первый крик ребёнка после рождения - важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.

Важная функция предречевого периода - грудное кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд, начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит - есть повод обратиться к врачу.

В 2-4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки - появляется гуканье, потом гуление. Если к 5-6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести к речевым патологиям. Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).


Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи

То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап - проявление агрессии.

 Чтобы исправить речь нужно найти истинные причины её нарушения

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи.

Наиболее распространённое - дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форма языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малыша в двуязычной семье. Корректируется нарушение обучением ребёнка слушать звуки, активным общением, развитием мелкой моторики и гимнастикой для укрепления мышц языка.

Некоторых родителей беспокоит носовой оттенок речи малыша (гнусавость). Причинами могут быть наследственность, перенесённые мамой вирусные заболевания в период беременности, контакт с вредными веществами и перенасыщение детского организма витамином А. В раннем возрасте коррекцию этой проблемы проводят хирургическим методом.

Наиболее часто встречающийся вид нарушения ритма и темпа речи в раннем возрасте - заикание. В основе его лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Родители требуют от ребёнка произносить сложные слова, перегружают его занятиями, ругают за ошибки. Нервозная обстановка, семейные проблемы, постоянно спешащие, ругающиеся взрослые - причины, которые могут спровоцировать заикание. Для восстановления нормальной речи ребёнка можно на 7-10 дней ввести «режим молчания». Постараться исключить все виды эмоционального воздействия на малыша. До минимума сократить с ним разговоры, при необходимости общаться шёпотом, для досуга использовать спокойные игры. В лёгких случаях этого достаточно. Если не помогло - стоит обращаться за помощью к неврологу. После лечения надо развивать ребёнка по щадящему режиму, чтобы заикание не возобновилось.

Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5-6 метров (ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё услышать. При отрицательном результате желательно обратиться к отоларингологу.

Бывает, что речь ребёнка сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон. Даже тяжёлая форма этого нарушения поддаётся лечению при устранении основной причины. Главное - своевременно показаться врачу.

Мальчиков и девочек, левшей и правшей  учат говорить по  разному

По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек - на предметы. Простой пример. Ребёнок хочет мячик: мальчик будет требовать - «дай!», девочка попросит - «мячик».

Взрослым желательно знать и особенности развития речи у левшей и правшей. Многие родители пытаются переучивать детей. У одних это получается, другие наносят большой вред развитию ребёнка, вмешиваясь в тончайшие механизмы деятельности мозга. Бывают левши истинные и скрытые. Определить это можно с помощью детского психолога. У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое - за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения. Взрослым надо учитывать эти особенности и следовать советам специалистов.


Создайте ребёнку благоприятные условия для развития речи

Часто мамы и папы не могут решить, что лучше - активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность.

Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.

Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит - повторять за ним, плачет - уделять внимание. Произнёс первый слог - обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи. Хвалить, когда он пытается повторять слова. Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят показывать «как сорока-ворона кашу варила», «ладушки-ладушки жили у бабушки».

Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме - тёплой, доброжелательной. Развивающие занятия - с учётом его возможностей и самочувствия.

Для правильного формирования высшей психической деятельности ребёнка важен режим дня. Некоторые родители пытаются подстроить его сон, период бодрствования под свой, взрослый распорядок. Это большой стресс для детской нервной системы, который может привести к сбою в её развитии.



Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно

Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» - мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте - неправильное формирование речи в семье.

Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными. В области логопедии есть много полезных разработок. Специалист поможет построить индивидуальные занятия и совместить приятное с полезным.

Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов - телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, непонятную речь - это может привести к психологическим и речевым комплексам.

Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции. Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой пищей. По телевизору смотреть детские развлекательные и развивающие программы, соответствующие возрасту. Главный принцип - польза для здоровья и развития ребёнка, а не собственный комфорт.

Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё больше. Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. Сейчас на это способно ограниченное количество детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям - некритично. Если речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной - уже тревожный сигнал.


любые нарушения речи можно исправить - важно не упустить время

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.













































































































                     
счетчик посетителей сайта
        
                                                                   Счетчик установлен 09.06.2016                                                                                                       
                                                                                                       2009 - 2018                                                                  
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                          ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬГОСТЕВАЯ КНИГА                                                                
Работает на: Amiro CMS