Версия для слабовидящих                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
;                                                              

                      

             


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА


 

Артикуляционная гимнастика является зарядкой для артикуляционных мышц. При выполнении зарядки для языка у ребенка вырабатываются полноценные движения речевых органов, необходимые для правильного произношения звуков.

Выполняя артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 5-10 минут, Вы поможете своим детям укрепить мышцы речевого  аппарата.

 

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [С]-[3]

 

Загони мяч в ворота

Дуньте на ватный шарик так, чтобы он проскочил между двумя кубиками. При этом губы сложите тру­бочкой. Загонять шарик следует на одном выдохе. Щеки при выдохе не должны надуваться (для этого их можно слегка придерживать ладонями).

 

Трубочка-улыбка

Сначала губы вытяните вперед трубочкой, затем растяните в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживайте 3 секунды. Дви­жение повторите 5—10 раз.

 

Накажем непослушный язычок (самомассаж языка)

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произ­носите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем по­шлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в те­чение 5—10 секунд.

 

Лопатка

Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

 

Качели

Рот откройте, улыбнитесь. Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык под­нимается к носу и опускается к подбородку; 2) ши­рокий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокой­ном темпе 5—10 раз.

 

Почистим зубы

Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик язы­ка при этом должен гладить нижние резцы с внутрен­ней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражне­ние выполняется в течение 10 секунд.

 

Горка

Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик язы­ка упирается в основания нижних резцов, при этом спинка языка сначала выгибается, затем выравнива­ется. Движения повторяются 5—10 раз.

 

Катушка

Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик язы­ка при этом упирается в основания нижних резцов. Затем широкий язык «выкатывается» вперед и вновь «прячется». Движения выполняются 5—10 раз.

 

Бантик

Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик язы­ка при этом упирается в основание нижних резцов. В момент, когда широкий язык «выкатывается» впе­ред (см. упр. «Катушка»), слегка прикусите его вер­хними зубами. Удерживайте язык в таком положе­нии 5 секунд. Повторите упражнение 5 раз.

 

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Ш]-[Ж]

 

Накажем непослушный язычок (самомассаж языка)

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произ­носите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем по­шлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в те­чение 5—10 секунд.

 

Лопатка

Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

 

Качели

Рот откройте, улыбнитесь. Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык под­нимается к носу и опускается к подбородку; 2) ши­рокий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокой­ном темпе 5—10 раз.

 

Маляр

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка нужно погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь рта и обратно). Выполните 5 — 10 движений.

 

Грибок

Рот откройте, улыбнитесь. Прижмите широкий язык всей плоскостью к нёбу, затем присосите его к нёбу и удерживайте в таком положении 5—10 секунд. Язык будет похож на шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — на его тоненькую ножку. За­тем «отклейте» язык. Закройте рот. Повторите уп­ражнение 2—3 раза.

 

Вкусное варенье

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка облизните верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз.

Выполните 5—10 движений, затем уберите язык и закройте рот.

 

Чашечка

Рот откройте, улыбнитесь. Язык высуньте и при­дайте ему форму ковша: боковые края и кончик под­няты, средняя часть прогибается книзу. Удерживайте язык в таком положении 5—10 секунд. Затем убе­рите язык и закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

 

Фокус

Удерживая язык в положении «Чашечка», подуй­те на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражне­ние 3—5 раз.

 

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л]

 

Накажем непослушный язычок

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произ­носите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем по­шлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в те­чение 5—10 секунд.

 

Лопатка

Рот откройте, улыбнитесь. Широкий расслаблен­ный язык положите на нижнюю губу. Удерживайте язык в таком положении в течение 5 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение не менее 2—3 раз.

 

Лопатка—иголочка

Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу (см. упр. «Ло­патка»). Удерживайте язык в таком положении в те­чение 5 секунд. Затем напрягите его и, выдвинув впе­ред, придайте заостренную форму жала (см. упр. «Иголочка»). Удерживайте язык в таком положении 5 секунд, после чего вновь расслабьте и положите на нижнюю губу. Попеременно выполняйте упражнения «Лопатка» и «Иголочка» 3—4 раза.

 

Качели

1)  Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка положите снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. В каждом положении удерживайте язык 2 — 3 секунды. Выполните 7—10 движений.

2)  Рот откройте, улыбнитесь. Вставьте кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Удер­живайте язык в таком положении 2 — 3 секунды. За­тем, опустив кончик языка вниз, поместите его меж­ду нижними зубами и нижней губой. Удерживайте позу в течение 2 — 3 секунд. Выполните 5—10 дви­жений.

 

Лошадка

1) Цель — научиться громко пощелкивать кончи­ком языка. Рот откройте, улыбнитесь. Кончик языка прижмите, а затем присосите к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвите. Сначала выполняйте движения медленно, постепенно темп увеличивайте. Выполняйте в течение 10 секунд.

2)  А теперь нужно беззвучно пощелкивать копчиком языка. Сначала выполняйте движения медленно, затем — в быстром темпе. Длительность — 10 секунд.

Индюк

Рот откройте, улыбнитесь. Производите движения широким передним краем языка по верхней губе впе­ред-назад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик языка слегка загните — как бы поглаживайте губу. Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и «добавьте» голос, пока не по­слышатся звуки «бл-бл». Упражнение выполняйте в течение 10 секунд.

 

 

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Качели

1) Рот откройте, улыбнитесь. Широкий язык под­нимите к верхней губе, затем опустите к нижней. В каждом положении язык удерживайте 2 — 3 секун­ды. Всего выполните 7—10 движений.

2) Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка дотроньтесь до бугорков за верхними резцами, затем — за нижними. В каждом из положений язык удерживайте 2 — 3 секунды. Всего выполните 7 — 10 движений.

 

Почистим зубы

Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик язы­ка при этом гладит верхние резцы с внутренней сто­роны, совершая движения вверх-вниз. Продолжи­тельность выполнения упражнения —10 секунд.

 

Маляр

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка нужно погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь рта и обратно). Выполните 5 — 10 движений.

 

Вкусное варенье

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка облизните верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполните 5—10 движений, за­тем уберите язык и закройте рот.

 

Лошадка

Рот откройте, улыбнитесь. Присосите широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а за­тем со щелчком оторвите. Сначала упражнение вы­полнять в медленном темпе, постепенно его увеличи­вая. Длительность выполнения — 5—10 секунд.

 

Индюк

Рот откройте, улыбнитесь. Производите движения широким передним краем языка по верхней губе впе­ред-назад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик языка слегка загните — как бы поглаживайте губу. Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и «добавьте» голос, пока не по­слышатся звуки «бл-бл». Упражнение выполняйте в течение 10 секунд.

 

Фокус

Удерживая язык в положении «Чашечка», подуй­те на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3—5 раз.

 

Пофыркаем!

Широкий расслабленный язык положите между расслабленными губами. Длительно на одном дыха­нии, дуйте на язык и губы так, чтобы они вибрирова­ли (щеки не надувайте). Повторите 3 — 5 раз.

 

Автомат

Рот откройте, улыбнитесь. Напряженным кончи­ком языка постучите по бугоркам за верхними резца­ми, несколько раз отчетливо, на одном дыхании, про­износя при этом «т-т-т» сначала медленно, затем постепенно увеличивая темп. Повторите 3—5 раз.

 

Барабан

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка постучите по нёбу за верхними зубами, много­кратно и отчетливо, на одном дыхании произнося «д-д-д». Сначала произносите медленно, постепенно темп увеличивайте. Повторите 3—5 раз.


ПАПАПАПАП

                          ДОМАШНЯЯ ШКОЛА РЕЧИ  ИЛИ 

                                         МАМА - ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ                                                     . 

        

 МАМА– первый учитель для ребенка. При правильно организованных занятиях можно не только развить устную речь, но в какой-то мере исправить ее недостатки. Чтобы предупредить нарушения речи, мама может сделать многое. Систематические занятия дома помогут в этом. Заниматься нужно не меньше

3 раза в неделю, а лучше – ежедневно по 10-15 мин. Организуйте рабочее место маленького ученика: стол для занятий, удобный стульчик, полочка с книгами и рабочими тетрадями, зеркало. Обязательное условие – занятия должны нравиться ребенку. Добиться этого не так сложно.

 

Во- первых, выбирайте время, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует. Во-вторых, вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его неукоснительно. В-третьих, чувствуйте настрой крохи. Если игра кажется ему скучной – найдите ей замену, такую, чтобы поставленная цель все-таки достиглась. Не стоит заставлять маленького ученика заниматься насильно. Давайте попробуем предложить малышу игры для развития речи.

 

Расширение словаря и развитие связной речи

Устройте кукольный театр с последующей игрой с персонажами. Натяните простыню, посадите кроху напротив, а сами спрячьтесь за импровизированной ширмой. Покажите спектакль «Колобок» с куклами-варежками. После показа дайте малышу потрогать куклы, надеть их на ручку. Попросите показать, кого колобок встретил первым, кого встретил потом. Чуть позже попробуйте рассказать и показать папе или бабушке эту сказку вместе.

 

Игрушки в миске с фасолью. Закопайте разные мелкие предметы в большую миску с фасолью или чечевицей. Пусть кроха достает их и называет, кладет рядом. Затем разложенные игрушки показывает по вашей просьбе и выполняет с ними задания: «Поставь лису около мишки», «Спрячь бусинку в мешочек».
Игры с мелкими предметами. Не спешите убирать игрушки! Простая игра помогает развить умение выделять последовательность действий, прислушиваться к речи другого человека. Попросите малыша: «Дай мне игрушки по порядку, когда я скажу: дай машинку, мячик и елку».

 

Обобщения и классификации. Прекрасный способ расширить словарь. Положите перед ребенком много разных фруктов (или картинки с их изображением). Попросите найти и отложить в сторону только яблоки (разные по цвету, размеру, сорту) или найти среди картинок фрукты.

 

Развитие слухового внимания

Различные игры, направленные на развитие слухового внимания и фонематического слуха, помогают подготовить малыша к овладению чтением, а потом и письмом.

Игра «Что звучало?» С музыкальными игрушками. Положите перед крохой металлофон, погремушку, барабан, дудочку, колокольчик. Пусть поиграет с ними. Потом попросите его отвернуться и поиграйте сами на одном из этих инструментов. Малыш должен повернуться и показать, что прозвучало.

 

Артикуляционные упражнения

Все подготовительные упражнения надо выполнять перед зеркалом для того, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Занимайтесь 3-4 раза в неделю по 5-7 мин. Особую осторожность следует проявлять в играх на дыхание. Чтобы не закружилась головка, предлагайте малышу только 1игру на занятие, контролируйте время игры.

1. Игра с губками «Трубочка и улыбка». Покажите ребенку, как нужно вытягивать губки трубочкой. Задача крохи – не только повторить, но и удержать «трубочку» 5-6 сек. То же – с улыбкой.

2. . Игра со щечками «Надуй шарик». Учите малыша надувать щеки и удерживать их в таком положении.

  1. Дыхательные игры «Подуй на свечку». Зажгите свечку. Завораживает, не правда ли? Воспользуемся этим для формирования максимальной сосредоточенности на занятии. Задача крохи – задуть свечу резким, коротким выдохом.

 

«Кораблики». Налейте в тазик воду и набросайте туда шарики от пинг-понга. Задача: так подуть на шарики, чтобы они плыли, куда вам нужно.

«Снежинки». Положите на свою ладошку кусочки белой ваты. С помощью длительного плавного выхода подуйте на них. «Снежинки» должны плавно спланировать на пол.   

                    

Пальчиковые игры

Игра на подносе с манкой. Нет ничего проще! Насыпьте тонким слоем манку на поднос. Вместе с малышом рисуйте пальчиком на манке разные картинки или геометрические элементы и фигуры и проговаривайте все-все слова одновременно с движениями пальчика.
Игры с массажем и проговариванием стихотворения. Массируйте пальчики ребенка, читая стишок: Этот пальчик в лес пошел (размять мизинец), этот пальчик гриб нашел (безымянный), этот пальчик чистить стал (средний), этот пальчик резать стал (указательный). Ну а этот взял – и съел (большой палец),
Оттого и потолстел!

«Ежик». А вот и работа для малыша: он должен сам и показывать игру, и проговаривать вслед за вами стишок:

Ежик, ежик колкий (руки сцеплены в замок, покачивайте в такт словам),

Покажи иголки!

Вот они, вот они, вот они (резко выпрямите пальцы рук).

Ежик, ежик колкий

(руки  в замке с выпрямленными пальцами,  покачивайте в такт словам),

Убери иголки!

Оп! (все пальчики резко опустите, уберите «иголки»).

 



                     
счетчик посетителей сайта
        
                                                                   Счетчик установлен 09.06.2016                                                                                                       
                                                                                                       2009 - 2018                                                                  
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                          ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКАХГОСТЕВАЯ КНИГА                                                                
Работает на: Amiro CMS