РАЗВИВАЕМ ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

ЯНВАРЬ 2013

Развиваем  гибкость   мышления

 

(игры  и  упражнения  для  детей  старшего

дошкольного   возраста)


                                                                                             



Как   часто  в  нашей  жизни  возникают   сложные   ситуации,  когда  надо  быстро   найти   самый   эффективный   способ   решения…  И    здесь  победителем   выходит   тот,  у  кого

присутствует   гибкость   мышления.

       К  сожаленью,  в  большинстве  случаев   педагоги   и  родители            сталкиваются   со   скованностью   мышления  детей.  Такие  дети  стремятся   действовать   по   готовым   стереотипам.  Они   воспроизводят   только   один   способ   решения   мыслительной   задачи,  не   видят  возможности   нескольких   вариантов   решения,  не   умеют   находить   эффективные   способы   решения  и  адаптировать   неэффективные   способы   под   ситуацию.

      Развитие  гибкости   мышления   детей  напрямую   зависит   от   того,  с  какими   задачами,  упражнениями   организована   работа   с детьми.  Наибольшего   внимания  в  работе   над  этой  проблемой    заслуживают    задачи, допускающие    не  одно   возможное  решение,  а   несколько.   Здесь   имеется   в  виду   не   разные   способы   нахождения  одного  и  того  же    ответа,  а   существование    разных   решений- ответов  и   их  поиск.

       Эти   задачи  называют   комбинаторными,  поскольку  в  них    идет  речь   о  комбинациях. 

 При  решении   комбинаторных   задач  ребенок   осуществляет    перебор   всех   возможных    вариантов   решения  задачи.   Поскольку   перебор    осуществляется   по  какому-либо   признаку,  поэтому   важным   моментом   в  готовности     детей    к  решению      задач  является   умение   выделять    различные   признаки   предметов   ( цвет,   форма,   размер,   принадлежность   к   группе   других  предметов)

        «  Коврик»

  Детям   предлагают   три   квадрата   разных   цветов: синий,  красный,  желтый   и  предлагают   составить    коврики   различных   узоров   из   предложенных   квадратов.


  Должны  получиться    шесть  вариантов.

                                                     

  В  начале   выполнения   аналогичных    заданий    последовательность    перебора    вариантов    может   быть    произвольной.  Затем   следует   обратить   внимание   детей   на   полученный  результат   такими   вопросами:

    1. Сколько  раз   в  коврике    на  первом   месте   был   красный   квадрат?   Желтый?   Синий?

   2.  Сколько   раз   в  коврике   был   посередине    красный   квадрат?  Желтый?   Синий?

  3.  Сколько  раз   в  коврике   красный  квадрат   был  в  конце   коврика?   Желтый?   Синий?

4.  Сколько   ковриков   получилось?

    Детей  нужно  подвести   к  тому,  что  при   составлении   различных  комбинаций   лучше  пользоваться    определенными   правилами.   Эти   правила     можно    составить  вместе   с  детьми.

  Например, в  начале  берем  3    разноцветных   кубика,      не  меняя     положения  первого   кубика,  меняем   местами   второй  и   третий.  То же  проделываем   с  другими   кубиками.

    Полученные  « коврики»  лучше   зарисовать   с  помощью   цветных  карандашей   или  фломастеров


«  Разложи  игрушки»

Детям  предлагают   расположить  2  игрушки   на   трех  полках разными   способами,  чтобы  на  полке    была  одна  игрушка.

В  результате   тоже   -  6  вариантов.

                        

Посложнее   задача  «  Сварим  компот»

  Детям  предлагают   сварить  компот  из  таких   фруктов  и  ягод:   яблоко, груша,  слива,  вишня. Нужно   определить, сколько   разных  компотов   может  получиться,  если  для   его  приготовления  выбирать    только  3  продукта   из  четырех.

 Детей  нужно  подвести   к  пониманию того, что   вариантов  очень  много  и  все  они  разные.

 Важно  обратить   внимание  на  то, что   комбинация   яблоко+ груша+ вишня   и  вишня +   яблоко+ груша  -  это  одинаковые  варианты  для  компота. 


«  На  лавочке»

Задание:  узнай,  сколько   существует  вариантов  расположить  детей: Ваню, Лену, Катю  на  лавочке.

При  решении  этой  задачи  дети   перебирают   все  возможные  варианты.  Возможные   комбинации   следующие:

1.     Ваня,  Лена,  Катя

2.     Ваня,  Катя, Лена

3.     Лена, Ваня, Катя

4.     Лена, Катя,  Ваня

5.     Катя, Ваня,  Лена

6.     Катя, Лена, Ваня

Всего   6  вариантов,  также  как   в  задаче  «  Коврики»


«  Строим  разные  дома»

Для  выполнения  этого  задания    понадобиться   конструктор:

3   куба  разного  цвета  и  2  различные   призмы ( для  крыши  дома)

Задание: сколько   разных  домов  можно   построить, если  использовать  предложенный  материал.

Для  выполнения  этого  задания   можно  воспользоваться  таблицей,  которую  заполняем  вместе   с  детьми.

                                                                                    

«  Пустая  клетка»

Детям  предлагают  готовые  карточки. Рассмотрев  и  проанализировав  изображение,  необходимо  определить,  какая  фигура  отсутствует.

                                                                              

« Раскрасим  домик»

Задание: раскрасьте   домики  по- разному  тремя  цветами   краски: зеленая,  желтая,  белая. Сколько   может  получиться  вариантов?

                                                                                                       






                                                                                                                                                                                                    
счетчик посетителей сайта

                                                                                                                                                                     
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                        
Работает на: Amiro CMS