ГДЕ ЗВЕНИТ КОЛОКОЛЬЧИК


   

       Где  звенит  колокольчик?

                                      

  Игры  и упражнения  на  развитие  пространственных  представлений

        

Ребенок  с  ранних  лет  сталкивается  с необходимостью

ориентироваться в пространстве. С помощью взрослых он

усваивает  самые простейшие  представления об этом:

справа, слева, вверху, внизу, над, под, между.

Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спроектировать в пространстве закладывает  у

него  основы  анализа, синтеза, логического мышления.

    Трудно переоценить  значение развитого пространственного  восприятия, умения ориентироваться

в пространстве и во времени. Сформированность  этих представлений  характеризует  общее  развитие  дошкольника  и его готовность  к  обучению  в  школе, что  является  одной из  важных  задач  обучения и  воспитания  детей.

     Многочисленные  исследования  педагогов и  психологов

установили, что несформированность пространственных  представлений  к концу дошкольного  возраста является одной  из причин, вызывающих  затруднения при  овладении детьми  школьными  навыками.

Такой  ученик  будет  пытаться  читать  строчки  текста и решать  математические  примеры  не  слева  направо  и сверху  вниз, а наоборот – справа налево  и  снизу  вверх

 (зеркалить). Такое   нарушение  сканирования  информации  затруднит  понятийное  понимание  текста  и  правильное  решение  задачи.  Кроме того, возникнут трудности  с  изучением  геометрии  и других предметов, которые  требуют  хорошо  развитых  пространственных  представлений.

 

 

   Предлагаемые  игры  и  упражнения  помогут  вашему  ребенку освоить пространственные  ориентиры.       

 

Для  детей  3-5 лет

     Предлагаемые  игры  упражняют  ребенка  в  ориентировке на  собственном  теле, в  ориентировке относительно  себя  и  в  ориентировке  относительно  предмета. 

     * Где  звенит  колокольчик?

У  взрослого  в  руках  колокольчик(можно  заменить  погремушкой), ребенок  стоит  напротив, взрослый  поочередно  звенит  колокольчиком  над  головой  ребенка,  внизу у  ног,  у правого  уха, у  левого  уха. Ребенок  должен  правильно  определить  и  сказать, где звенит  колокольчик:

справа, слева, вверху, внизу.

·       Куда  пойдешь – что  найдешь?

Ребенку  предлагается   поиграть в прятки  с  игрушками. Взрослый  говорит: « Вперед пойдешь -  мишку  найдешь, назад пойдешь – куклу  найдешь, направо  пойдешь – зайчика  найдешь, налево  пойдешь – мышку  найдешь.

Куда ты  пойдешь?   Ребенок  называет  направление  и  идет  за  игрушкой.

·       Что  изменилось?

Взрослый  ставит  на  стол  в ряд  5-7 игрушек, просит  ребенка назвать  игрушки  и  запомнить, в каком порядке  они  стоят. Затем  ребенок  закрывает  глаза, а взрослый  меняет местами  две игрушки, после  этого  спрашивает:

«Что  изменилось?» Ребенок  отвечает: « Мишка  стоял между  лисой  и зайцем, а  сейчас  между  волком  и лисой» или «Лиса  стояла  перед  зайцем, а  сейчас  перед лягушкой»

·       Путешествие  по  квартире.

Взрослый  предлагает  ребенку  прогуляться по  квартире, двигаясь по  определенному  маршруту «Дойди  до  окна, поверни   налево, сделай  3 шага  вперед,  поверни  направо, сделай  5  маленьких  шагов  назад  и т.д»

·       Обезьянки

Ребенок  повторяет  действия  взрослого: руки  вверх,  правую  ногу  согнуть в  колене  и поднять,  присесть, подпрыгнуть  на  левой  ноге, руки  на  поясе,  закрыть  правый  глаз,  постучать по  левому  колену,  дотронуться  до  правой  пятки  и т.д

·       Путаница

 Ребенку  предлагается  правой  рукой  закрыть  левый  глаз,  левой  рукой  - правый глаз, правой  рукой  дотронуться  до  левого  уха, а  левой  - до  правого,  правую  руку  положить на  левое  колено, а левую  руку – на правое  колено  и т.д

·       Роботы

Ребенок  выполняет  команды  взрослого, двигаясь как  робот. 

«Встань так, чтобы  окно  было  впереди, а дверь  позади  тебя»

« Повернись и встань так, чтобы  телевизор  был  справа, а  шкаф  слева»

« Пройди  и встань так, чтобы  диван  был  впереди, а  стол слева»

 

Для  детей  5-7 лет 

 Предлагаемые  игры  упражняют  ребенка  в  ориентировке  на  плоскости  и  на  листе  бумаги.

·       Художники

Взрослый  предлагает  ребенку нарисовать  картину, следуя  инструкции: «В центре  листа  нарисуй  большой  круг, справа   маленький  треугольник, слева  маленький  квадрат,  вверху  2  овала,  а  внизу  3  прямоугольника».

Или

 « Нарисуй     домик, в  правом  верхнем  углу  нарисуй солнце,  в  левом  нижнем – елочку, в  правом  нижнем – цветок, в левом  верхнем углу – облако».

·       Путешествие  жука

 Ребенку  предлагается  лист  бумаги,  разделенный  на  9 клеток.

            

Ребенку  5-6 лет  можно  дать  в  руку   игрушку –жука, ребенок  постарше  путешествует  с  воображаемым  жуком. 

Взрослый  рассказывает, как путешествует  жук: 

Жук  сидит  в  центре, жук  перебрался  на  одну  клеточку  влево,  затем  полетел  на  одну  клеточку  вверх ,потом  на  две  клеточки  вправо. Где  оказался  жук?

Ребенок  показывает  и  называет   клетку, где  оказался  жук. Например:   жук  оказался  в  третьей  клеточке  слева  во  втором  ряду.

 

Помогут  правильно  ориентироваться  на  листе  бумаги     графические  диктанты.

  Ребенку  6- 7 лет  можно предложить  задание  посложнее.

Ребенок   под  диктовку  или  срисовывая   рисует  узор, двигаясь  слева  направо, дойдя до  конца  строчки, ребенок  выполняет  этот  же  узор   справа  налево т.е в обратную  сторону.

         Подробнее  о графических  диктантах  вы  можете  узнать  в  статье

« Рисуем  по  клеточкам» 

 
       

        


                                                                                                                                                                                                    
счетчик посетителей сайта

                                                                                                                                                                     
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                        
Работает на: Amiro CMS